На работе у меня используется много оборудования, работу которого нельзя прерывать. Это разные серверы, маршрутизаторы, системы хранения данных. И, для того, чтобы оно продолжало корректно работать даже при проблемах с питанием, у нас используются источники бесперебойного питания. А в свою очередь, эти источники, как известно, для хранения и отдачи используют свинцовые аккумуляторы с электролитом в виде геля. А так как эти аккумуляторы не вечные, иногда им надо проводить замену. Так вот, чтобы определить в каком состоянии аккумулятор, у нас на работу был куплен прибор «SKAT-T-AUTO», который выпускается некоей фирмой «Бастион» из города Ростов-на-Дону.
По весу прибор очень лёгкий, питается он от исследуемого аккумулятора. На экран выводится всего 2 цифры — напряжение на АКБ и её остаточная ёмкость, подозреваю, что данные прибор меряет внутреннее сопротивление АКБ и по нему и напряжению рассчитывает её ёмкость. Нужно только правильно подключить щупы. А вот сами щупы мне не понравились. Как по мне, «крокодилы» не удачные, захватить ими большую площадь на выводе не получится. А как написано в инструкции, от того, как хорошо закреплены «крокодилы» на выводах, будет зависеть конечный результат измерений. Эх, было у отца когда-то советское зарядное устройство с очень хорошими и удачными на мой взгляд «крокодилами», но он его сжёг, потом отдал на ремонт родственнику, где оно и сгинуло окончательно и найти такие «крокодилы» я больше нигде не могу. Однако, тут ежели приглядеться к «крокодилам» то видно, что их подключение организовано по четырёхпроводной схеме, как в зажимах Кельвина. Провода идущие к «крокодилам» жёсткие даже при комнатной температуре, а на морозе совсем дубеют.
В общем, после его появления мы с коллегой стали проверять и тестировать его на своих АКБ на автомобилях. Я первые замеры делал не читая инструкцию, а зря. Делал я их в декабре, когда на улице уже было холодно, и, как оказалось, после прочтения инструкции, его показания надо было корректировать.
То есть, например, у АКБ ёмкостью 60 Ач при температуре -10 градусов ёмкость падает на четверть. Первоначальный результат моих измерений получился такой:
Как видно, ёмкость составляет 17,2 Ач, напряжение 12,6 В. Правда перед этим машина у меня довольно долго простояла в гараже, да и температура тогда была уже ниже нуля. Поэтому, когда представилась возможность, я переставил машину в более тёплый гараж, а АКБ поставил на сервисное обслуживание с помощью зарядного устройства. В сервисном режиме аккумулятор разряжается до 10,8 В, а потом полностью заряжается. В результате этой процедуры зарядник оценил ёмкость моего АКБ как примерно 26 Ач.
После зарядки АКБ, я через пару недель замерил параметры аккумулятора с помощью «SKAT-T-AUTO», и получилась такая картина:
Измеренная ёмкость получилась немного ниже, чем посчитала зарядка, и делал я их при температуре выше нуля, ибо в гараже около +10 градусов тепла. В итоге, получается, что у моего аккумулятора ёмкостью 55 Ач выпущенного в 2010 году текущая ёмкость составляет примерно 50% от номинала, да и то, это при температуре выше нуля. Ежели автомобиль неделю постоит при отрицательной температуре, то АКБ «крутит» стартер очень неважно.